Кризис в Beate Uhse

Крупнейшая в Германии компания по продаже товаров для взрослых Beate Uhse AG, основанная еще в 1946 году бывшей летчицей люфтваффе Беате Узе, в середине декабря подала в суд ходатайство о начале процедуры банкротства. Кризис в Beate Uhse AG, которая известна в Германии наравне с такими брендами, как BMW и Mercedes, начался в 2000-х после смерти ее основательницы.

Весной 1945 года молодая вдова Беате Узе на самолете бежала из окруженного Берлина вместе со своим маленьким сыном. Женщина осела в городке Фленсбург, где начала новую жизнь — как бывший пилот люфтваффе. Хотя она и не участвовала в боевых действиях, Узе больше не имела права летать — перед ней встала необходимость найти другой источник дохода. После войны многие германские семьи не могли позволить себе иметь детей, однако они не знали, как избежать нежелательной беременности. Узе, которая благодаря матери-врачу была более просвещенной в вопросах естественной контрацепции, решила составить брошюру, позволявшую женщинам вычислять дни, в которые вероятность забеременеть меньше всего. Узе напечатала первый тираж «Текста Икс» — стоимость одной брошюры составляла 2 марки. (Для сравнения, сигарета стоила 9 марок.) Уже через год Беате продала 32 тысячи экземпляров — так она заработала свой первый капитал. Однако на брошюре не остановилась: женщина открыла службу доставки (брошюры распространялись по почте), написала книгу и заключила договор с компанией, производящей презервативы. Уже к 1956 году она заработала несколько миллионов и обзавелась собственной торговой площадью.

23 декабря 1962 года, накануне Рождества, она открыла первый в мире секс-шоп — «Институт семейной гигиены». Открытие не случайно было запланировано на канун праздника: по совету своего адвоката Узе выбрала это время, поскольку, по его словам, бюргеры не стали бы делать на нее нападки в Рождество, а после праздника накал страстей успел бы улечься. Как выяснилось позже, адвокат дал дельный совет — в следующем году было открыто еще два магазина: в них продавались журналы, книги, контрацептивы и женское белье. Спустя пять лет секс-шоп появился практически в каждом городе ФРГ с населением свыше 250 тысяч человек.

В 70-х бизнес расширился благодаря сексуальной революции и послаблению законодательства Германии в вопросе кино для взрослых. Беате Узе заняла образовавшуюся на рынке нишу, начав снимать эротические фильмы. В 1981 году компания превратилась в корпорацию — Beate Uhse AG. К этому моменту сама Узе уже вышла замуж во второй раз, ее дети от первого и второго браков выросли и вошли в семейный бизнес: сыновья Клаус и Дирк возглавили почтовую службу и издательский сектор, а управлением магазинами занялись Беате Узе и ее третий сын Ульрих. Росту Beate Uhse AG в 80-х годах способствовала пандемия СПИДа: из-за опасений заразиться вирусом вырос спрос на презервативы. Кроме того, в 1989 году после падения Берлинской стены потенциальная аудитория компании значительно увеличилась за счет Восточной Германии.

В конце 90-х компания вышла на Франкфуртскую фондовую биржу: акции, размещенные по цене 7,2 евро за штуку, спустя уже три дня стоили 28,2 евро. Капитализация компании была оценена в 250 миллионов евро.

После смерти Беате Узе в 2001 году дела в компании сначала шли более чем неплохо: выход на IPO, запуск собственного канала с фильмами для взрослых. В 2005-м годовой объем продаж достиг своего максимума и составил 285 миллионов евро. Однако, несмотря на успехи, довольно быстро стало ясно, что рынок удовольствий уходит в онлайн — оказалось, что платный телевизионный контент не может соперничать с интернетом, где аналогичные фильмы и ролики можно посмотреть бесплатно, и клиенты больше не хотят заказывать товары по каталогам, которые предлагала Beate Uhse AG, — им намного проще сделать это через интернет.

Был проведен ребрендинг, в рамках которого появился новый логотип, а также состоялось открытие первого магазина, ориентированного только на женщин. Пытаясь идти в ногу со временем, компания попробовала повысить спрос на собственные товары, сыграв на популярности книги «50 оттенков серого» — появилась специальная коллекция секс-игрушек под названием «50 оттенков любви». Кроме того, в 2014 году стало известно, что Beate Uhse участвует в разработке «халяльных» секс-товаров. Однако новый план по развитию компании и смелые шаги по расширению аудитории себя не оправдали: в последний раз акции Beate Uhse AG стоили свыше 1 евро более четырех лет назад, а в середине декабря 2017 года они обвалились до 5 центов за штуку.

Чтобы преодолеть внутренний кризис, компания в 2014 году также выпустила корпоративные облигации на 30 миллионов евро со сроком погашения в 2019 году, однако вскоре стало ясно, что Beate Uhse AG не сможет вовремя расплатиться по долгам. Руководство компании начало переговоры с инвесторами о реструктуризации задолженности, которые, однако, не увенчались успехом.

Объявляя о финансовой несостоятельности, компания признала фатальные ошибки при планировании собственной стратегии, заявив, что политика Beate Uhse AG в сфере интернета была дезорганизованной и реакционной. В частности, ее директор Майкл Шпретх отметил, что «расширение интернет-торговли осуществлялось нерешительно и бессистемно» и компания просто упустила тренд. В начале января 2017 концерн объявил, что параллельно с санацией ищет покупателя. После этого акции Beate Uhse AG на бирже показали рост более чем в 30 процентов и цена одной бумаги перевалила за 10 центов. К 4 января стоимость акций превысила 20 центов за штуку, однако затем цена вновь поползла вниз.

В руководстве старейшей немецкой компании секс-развлечений настроены оптимистично и, несмотря ни на что, собираются сохранить Beate Uhse AG. Корпорация уверена, что сможет завлечь инвесторов своим мировым именем, а также тем, что у компании богатая история и традиции, которые значат «намного больше, чем обычные интернет-магазины». В подтверждение своих слов компания сообщила, что к Beate Uhse AG уже проявило интерес большое количество инвесторов, однако информация о них пока не разглашается.